Версия для слабовидящих

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Полезные ссылки

«Двуполушарный» подход к обучению: практическая реализация элементов адаптивной методики на уроках русского языка

«Двуполушарный» подход к обучению: практическая реализация элементов адаптивной методики на уроках русского языка

Передо мной, как учителем, стоят задачи  оптимального  развития каждого ребёнка на основе педагогической  поддержки его индивидуальности, развитие  продуктивного мышления, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению. Эти задачи основывается на современных психолого-педагогических представлениях о системе школьного образования, требованиях государственного стандарта. Для их решения использую различные методы и приёмы. Подробнее остановлюсь на адаптивной методике.

Изучив технологию О.Л. Соболевой «Двуполушарный подход в обучении русскому языку», применяю на практике элементы адаптивной методики. Суть данного подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребёнка – логическому и образно-художественному, что позволяет каждому ученику (с доминирующим левым полушарием – дети-логики, и с доминирующим правым – дети-художники) максимально использовать резервы своего мозга и найти оптимальный для себя путь в процессе учения.    Процесс и результат обучения при этом качественно меняются: возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков. Благодаря двуполушарному подходу в обучении, обеспечивается так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие оказывается в точке пересечения двух «лучей» – логического и образного.

Логическая основа изучения языка основана на введении алгоритмов и употребления в ряде случаев вместо текста теоретического содержания четких схем. Ассоциативная работа осуществляется по трем основным направлениям: непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ-картинку; осознанное «разгадывание» ассоциаций; создание собственных ассоциаций в изучаемой области. «Материал нацеливает ребенка и учителя не только на результат, но и на процесс, в том числе  –  на получение интеллектуального удовольствия от извлечения информации и ее анализа. Такой эффект переоценить чрезвычайно трудно, поскольку научиться испытывать психологический комфорт от работы в информационном пространстве часто не менее важно, чем научиться  в  нем ориентироваться.» Все это может показаться сложным только на первый взгляд. На самом деле учиться  и учить очень легко и интересно.

Покажу, как это происходит на практике. Фрагмент урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Прошу приготовить карточки, чтобы определить род имен существительных:   луч, речь, шалаш, чиж, мышь, мяч, нож, лещ, камыш, глушь, ночь, тишь, душ.

Выясняем, что общего у этих слов?  Прошу разделить их на две группы. Как вы думаете, от чего зависит, нужно ли писать мягкий знак на конце слова?

Рассмотрите рисунок, на котором образ гуся, передающий  идею шипящего звука, и образ девочки, напоминающий нам о признаке женского рода. Найдите все, что помогает понять и запомнить правило. Расскажите своими словами правило о мягком знаке, попробуйте привести примеры.

А вот правило – алгоритм. Рассматриваем и проверяем  слова, записанные на доске, пользуясь правилом – алгоритмом.

Читаем «правило – слова».

Какое открытие мы сделали? Пользуясь удобным для вас правилом, выполните следующее задание: перепишите слова, вставьте букву «ь» там, где она нужна.

Таким образом, левополушарные дети усваивают правило через алгоритм, а правополушарные – через картинку, органически соединяются логическая и ассоциативная, образная методика и возникает качественно новая адаптивная методика, позволяющая ребёнку максимально адаптироваться к учебному процессу.

Особую трудность для ребенка представляют словарные слова: они выстраиваются в длинные, унылые ряды, которые нужно «просто запомнить», а память ребенка плохо приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове.  Здесь помогают образы. Суть в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную цепочку, мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в котором «упрямая» буква  чёткая. Чем такая связь между двумя словами неожиданней и забавней, тем выше будет эффективность запоминания. Например, ПОМИДОР – жили-были два гнома ПОМ и ДОР, аппетит – Аня 2 порции ест.  Из облака идут осадки. Или сказка: жили-были две буквы И и Й. Их всё время путали первоклассники. В отчаянии буква И написала на доске  И не Й!

Ассоциация может быть и кинестетической. С помощью соответствующих жестов, запоминаем текст, обычно стихотворение, затем дети записывают в тетрадях. По мере необходимости (тем, кто забыл, что писать дальше) помогаю вспомнить: «диктую» текст жестами. Таким образом, ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Применяя данную методику, реализую на практике здоровьесберегающий подход в работе с учащимися и решаю проблемы перегрузки и утомления детей, чем снимается психологический дискомфорт. В результате применения методики создаются оптимальные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей. У ученика возникает ощущение лёгкости, простоты, элементарности нового материала. «Учиться становится легко, как летать во сне»

Литература:

  • О.Л. Соболева Русский язык. Учебник для 3 класса, стр. 94-95
  • О.Л.Соболева «Ассоциативный алгоритм», «Учиться легко, как летать во сне»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хостинг для Wordpress сайтов