Версия для слабовидящих

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Полезные ссылки

МАСТЕР-КЛАСС «Всё тайное становится явным»

МАСТЕР-КЛАСС

«Всё тайное становится явным»

—  Добрый день, уважаемые коллеги!

— Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, своё имя и дополните его прилагательным, которое  начинается с первой буквы Вашего имени.

Начну я, я — Наталья – надежная .

— Спасибо, надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

— Ежедневно мы все получаем информацию различными путями и из различных источников. А что такое информация?

Слайд 2

— Информация — сведения независимо от формы их представления.

Информация — это любые сведения,  принимаемые и передаваемые, сохраняемые  различными источниками.

Слайд 3,4,5,6,7

—  И информация бывает явной и понятной с первого взгляда  и  первого прочтения, а бывает скрытой.( подтекст, намёк, второй план, косвенный смысл, скрытый смысл).

—  Скажите, пожалуйста, коллеги, используете ли вы   на своих уроках  и когда скрытую информацию?

— На самом деле, со скрытой информацией мы работаем на уроках постоянно , порой не придавая этому значения, например, на уроках математики мы работаем со схемами в картинках ,на уроках русского языка с иллюстрированными правилами, с картами на уроках окружающего мира, моделируем обложку  художественных произведений на уроке литературного чтения т.д.

Слайд 8

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Слайд 9

— Тема моего мастер-класса «Все тайное становится явным».

— Исходя из темы,  предположите  цель и задачи нашего мастер-класса.

Для этого воспользуйтесь карточками, и прочитайте те задачи, которые вы хотели  бы  решить сегодня.

—  Итак, в   ходе своего мастер-класса  я  хочу показать приемы, которые можно использовать на любом предмете для детей любого возраста, для того чтобы восприятие информации стало более осознанным, а сама работа, с информацией и  текстом была более понятной, творческой и полезной и интересной  нашим детям.

Слайд 10

— Следующий вопрос коллегам, какое слово скрыто в ребусе?(марка)

— Совершенно верно, это марка. А что такое марка? Дайте определение. (Марка – знак почтовой оплаты, чтобы оплатить  некоторые почтовые услуги.)

— А еще марка – это пример  сильно спрессованной информации сильно сжатого визуального текста.…

Слайд 11,12

-Посмотрите на слайд и скажите, какая   явная информация    заложена  в этой   марке? Ответы участников.

— А какую скрытую информацию мы можем извлечь из этого визуального текста? (Петр 1 принимает  экзамен  у учащегося морской школы на фоне Сухаревской башни)

— В эпоху электронных средств коммуникации почтовая марка уже давно перестала быть просто средством оплаты почтового отправления, и стала объектом коллекционирования, а также поддержания и распространения6культурного наследия выпустившей её страны.

— Итак, задание для фокус-группы. Перед вами на столах лежат марки для анализа. Вам нужно попытаться  извлечь из них всю  скрытую  и явную информацию. На выполнение этого задания вам  отводится 3 минуты.

— Пока фокус-группа выполняет задание, я хочу пообщаться с вами.

— Продолжим разговор о скрытой и явной информации.

-Какой жанр устного народного творчества предполагает выуживание скрытой информации для понимания его смысла? (пословица)

Слайд 13

-Вашему вниманию предлагаю видеоролик. Просмотрев его постарайтесь ответить на вопрос : «Смысл какой пословицы нам пытаются раскрыть дети?»

(Все тайное становится явным)

— Все неправдивое и искусственное – обнаружится, всё, что скрывалось – откроется.

-Как вы думаете, а просто ли детям раскрывать тайный смысл пословиц?

Слайд 14

— Я учу  своих ребят объяснять смысл пословицы, используя ассоциативно –образный метод: пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой».

— Чтобы понять скрытую мысль, нужно расколоть скорлупку.От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы легко перебросить мостик к понятию смысла в других  языковых явлениях.

— Коллеги, готовы? веду опрос.

-По почтовым маркам можно изучать историю. Фокус- группа анализировала марки  из подборки, освещающей историю  отечественного образования. Слайд 15,16,17,18

— Традиционно, марки создаются к памятным датам, для меня и всех участников конкурса сегодня памятная дата, а поскольку тема сегодняшнего мастер класса наконец-то нам открылась, тайное стало явным, я предлагаю фокус- группе создать марку, посвященную этому событию,  заложив в неё скрытую и явную информацию .

(Группа начала работать).

— А вам я  предлагаю    ненадолго  вернуться в школьное  детство, и представить себя на уроке литературного чтения. На примере рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома», я хочу продемонстрировать работу над скрытой и явной информацией, заключенной в тексте, используя приём чтение с остановками. Слайд 20

— В 8 часов вечера меня стало клонить  ко сну.

— Почему так рано?

— И я решил было улечься,

—  Что помешало?

—  но меня остановило одно обстоятельство.

— Какое, предположите? Важное или не очень?

— Я совершенно о нем  забыл, хотя должен был предвидеть его заранее. Если я завтра пойду в школу, то что же скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом арифметикой?

— О каком  завтрашнем дне идёт речь? Почему он должен был заниматься арифметикой?

—  А вот как разрешилась ситуация, что было до этого и что будет после,  вы можете узнать, прочитав рассказ Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».

— Включая  подобные короткие сюжеты, когда один из слоёв текста принадлежит предложению и составляет его смысловое содержание, а другой выносится за пределы содержания и образует условия его правильного понимания или подтекст,  в свою работу  на любом  художественном, научном тексте, можно добиться  удивительных результатов.

— Приём чтение с остановкой можно использовать и иначе, используя цветовую гамму,  для того , чтобы раскрыть скрытую информацию эмоционального содержания.

— Любой цвет также  несет для каждого из нас как явную, так и скрытую информацию, этим очень умело пользуются художники. Каждый из нас запросто может назвать цвета, которые  ассоциируются у него с приятными эмоциями и те,  и те, которые символизируют тревогу, печаль.

-Что вы видите? (белый лист) С  чем он ассоциируется?

— А этот цвет?

— Пока фокус группа работает, я постараюсь продемонстрировать  вам, как этот прием работает на практике, на примере шуточной притчи об учителе, автором которой является Шалва Амонашвили. Слайд 21

— Для этого мне нужен помощник.

— Вслушиваясь в текст , который я буду читать выберите лист бумаги такого цвета, с которым у вас ассоциируется эмоциональная информация данного отрывка.

Притча

-Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.

И сказала первая фея:

-Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети.

И сказала вторая фея:

—  Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям.

И сказала третья фея:

-Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках.

Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала:

— Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!

— К счастью четвертая фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии,  профессии учитель.

— При подобном прочтении ребенок проживает литературное произведение, пропускает его через себя, анализирует его скрытый эмоциональный контекст.

Слайд 22

-Фокус –группа    готова?    рассказывают, какую информацию  заложили в марку.

— Попросим жюри,  передать нашу марку  победителю конкурса.

— Вернемся к теме моего мастер-класса «Все тайное становится явным». Свою тему я назвала так,  потому что вся та скрытая информация, которую можно назвать тайной, дает нам  дополнительные возможности  за гранью очевидного. Название символично. Давайте включать такие задания в наш образовательный процесс   и учить детей превращать тайное в явное.

— А свою фокус группу я прошу, озвучить, какие идеи вы нашли для себя сегодня, чтобы успешней работать. Определите их, пожалуйста,  с помощью таблицы… Слайд 23

 

 

Я сегодня…

Варианты ответа Варианты ответа
пополнил свои знания новыми способами развития у учениковинтереса кпредмету
узнал как развиватьв детяхумение извлекать нужную  информацию

 

увидел приемы работы с информацией
смогу применить на практике предложенные приемы работы с информацией

 

— Спасибо за внимание. Коллеги,  всегда держите марку… Слайд 24

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хостинг для Wordpress сайтов